Суворова В.М.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ –

ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ

Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь слушателям.

Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет путем заимствования из других сфер общественной жизни, создания более активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей (“круглые столы”, “презентации”, “деловые игры”). Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии (ЦНСХБ), будучи методическим и координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследователь-ских институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40 опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ).

Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах.

Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых библиотек.

На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке внутрибиблиотечной технологической документации, нормированию процессов библиотечной деятельности.

Система повышения квалификации, в частности день повышения квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать специалистов-практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают технологические и организационные вопросы. Подготовка программы для повышения квалификации – лишь начальная стадия работы. Самое важное – ее реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс, электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе проблемы.

Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере, организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно-организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты – своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый материал для обобщений.

Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на дне повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения: разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например, правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых тематических рубрик для индексирования документов, организация и актуализация информации на Web-странице и т.д.); “круглый стол” (презентация журнала “Библиография” проходил в рамках дня повышения квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических, управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне повышения квалификации “Глобальная сеть Интернет и ее использование в информационно-библиотечной деятельности” об информационных ресурсах ЦНСХБ, об актуальности ведения Web-страницы в Интернет, о необходимости использования современных информационных технологий в библиотечной работе, библиотекари смогли на практике в Интернет-классе убедиться в этом сами. Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет. Два с половиной месяца Интернет – группа ЦНСХБ функционировала вне графика, обучая работников библиотек АПК РФ.

Весьма существенная проблема – рациональный подбор лекторов. Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников. Методисты ЦНСХБ следуя этому примеру, привлекают квалифицированных библиотекарей-практиков других структурных подразделений, когда необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной работы.

Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни повышения квалификации – тематические семинары по конкретным вопросам библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ дают консультации и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов; льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ), ЦНСХБ нередко приглашает опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить высокий уровень профессионального обучения.

Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и других ведомств (например, Московский областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают лекции в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) по темам “Управление библиотекой в условиях экономического кризиса”, “Библиотека и благотворительность”.

Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ. Во главе с директором они выезжают на дни информации ЦНСХБ в сетевые научно-исследовательские учреждения (НИУ), где общаются с сотрудниками библиотек, консультируют, оказывают методическую помощь на месте. Сотрудник отдела обслуживания организует выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по направлениям деятельности учреждения; Web-мастер рассказывает об информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web-страницу и т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-страницах ЦНСХБ в разделе “Новости и события”, а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых, преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ, опытных станций.

Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского сельскохозяйственного колледжа Московской области и др.

В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно-практические конференции, которые являются школой профессионального общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную конференцию по различным аспектам библиотечного дела (“Библиотечное дело на пороге XXI века” –1998 г., “Библиотечное дело и проблемы информатизации общества” – 1999 г.).

Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания, приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы, заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в профессиональной печати, учиться в целевой аспирантуре, на курсах, выступать на конференциях, делать доклады, читать лекции и т.д.

В деятельности ЦНСХБ, в работе методистов проявляется образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотеки с образовательной сферой. Это еще раз подтверждает, что тенденция развития образовательной системы, характерная для периода 1980–1990-х гг., в полной мере отражается на работе центральной библиотеки, направленности содержания ее деятельности и организационных преобразований.
 
 

Hosted by uCoz